Найджел Робак: «Не понимаю, как вы, однако план, по которому развивались мероприятия на Сепанге, совершенно точно внушил меня на идея о том, что картина с покрышками, сделанными “по спецзаказу” вышла за хорошие рамки…
Временами все формируется так, что в Формуле 1 остается 1 монопольный продавец резины, и тогда он, производя собственную продукцию, непременно использует ограниченный подход, и это продолжается до того времени, пока не возвращается конкуренция. Пилоты в этом случае как правило сетуют на “сделанные из дерева покрышки”, которые слабо удерживают автотрассу и почти не портятся.
Когда в 2005-м году в Спа я принимал интервью у Берни Экклстоуна, он сообщил, что, с его точки зрения, в Формуле 1 должен остаться 1 продавец резины.
«Думаю, если мы не примем такое решение, у нас будут проблемы», – заявил он, аргументировав это тем, что команды теряли большие денежные средства на исследования, которые тогда еще не были урезаны, преимущественно проводя проверки покрышек.
Тогда резину командам Формулы 1 доставляли 2 компании – Бриджстоун и Мишлен, однако после того, как французских шинников практически вытеснили из первенства, все колесили на Бриджстоун, пока жители страны восходящего солнца не предпочли повернуть собственную платформу в середине 2010-го года. И тогда был подписан договор с Пирелли.
С того времени, первые в истории Формулы 1, команды применяют резину, специально созданную для увеличения зрелищности автогонок. Иначе говоря, покрышки первоначально проектировались так что, чтобы они стремительней портились и были менее действенными. Те, кто, как и я, прививались в традиционных гоночных обычаях, окончательно могли быть против самой мысли намеренного понижения скоростей лишь для того, чтобы аудитории было увлекательнее.
Все, в том числе я, очень хорошо припоминают те неинтересные времена, когда безотговорочно господствовал Михаэль Шумахер, когда итог Гран При был известен задолго до того, как ты сел в самолет, чтобы лететь на гонку. Продолжительное время все условия накладывались в пользу Михаэля: Жан Тодт, Росс Браун, Рори Бёрн, приличный расчет, покорный партнер, безграничные исследования и покрышки Бриджстоун, разработанные для Феррари. Шумахеру удалось преобразовать чемпионат мира в линейку наглядных представлений и целиком скопировать всю статистику рекордов, которые, вероятно, так и не будут побиты – ничего такого никогда в жизни не увидим.
Все-таки, какими бы неинтересными ни были те автогонки, они, бесспорно, были реальными: Шумахер и Феррари регулярно одолевали, поскольку как правило безупречно управлялись с собственной работой. Выигрывал самый лучший пилот на самой лучшей автомашине, и, честно говоря, у конкурентов нечасто возникал шанс навязать Михаэлю войну.
У меня формируется ощущение, что в настоящее время, для того, чтобы улучшить детали шоу, Формула 1 стукнулась в другую крайность. Прежде всего, возникли лукавые системы под наименованием DRS, нужные только для того, чтобы утаить неспособность учредителей первенства привнести нужные коррективы в технологический распорядок на аэродинамику, что должно было упростить обгоны. DRS были так действенными, что опережать стало на самом деле без проблем, временами, даже чересчур.
Во-вторых, команды применяют покрышки, которые играют все более и более значительную роль в сценарии любого Гран При, и в Малайзии это было не менее логично, чем когда-то. Предчувствую отрицания, дескать, все располагаются в равном расположении, но, я думаю, что в настоящее время, когда все пойдут с ума из-за высокого износа резины, пилоты, по признанию Марка Уэббера, выдаются “приблизительно на 80%”, но начальники команд больше всего обеспокоены тем, чтобы автомашины просто прожили до финиша.
Что-нибудь такое в прошлые времена происходило в Ле-Мане, однако так как там было надо додержаться на автотрассе сутки, а не два дня! Необычную иронию можно подметить и в том, что в настоящее время в автогонках спорт-каров, в отличии от Гран При, такие команды, как Ауди либо Тойота, почти всю дистанцию в Ле-Мане проходят на лимите.
В стандартных жизненных обстоятельствах такие определения, как “Формула 1” и “ездить вполсилы” никогда в жизни не могли выйти совместно в одном предложении, однако, по моему мнению, в настоящее время покрышки управляют банкет, воздействуя практически на всё. Нужно выделить, что винить Пирелли в данном невозможно, так как итальянские шинники приобрели предзаказ на подобную резину и предельно практически его осуществили.
Скорее всего, я готов допустить, что первичный предзаказ был лишне конкретным, и на Сепанге это обнаружилось со всей бесспорностью. Пока сохранится картина, в которой пилоты, идя наставлениям команды, должны просто прожить до финиша, не особенно при этом выкладываясь, все чаще и чаще мы будем знать о “указах снизу”, вроде тех, что пробойкотировал Себестьян Феттель, и покорно сделал Нико Росберг.
Тогда, до чего мы доживем?..»