Жан-Люк Годар: как начать смотреть его кинофильмы

Знаменитому режиссеру 90 лет! Приветствуем Годара с днем рождения и посвящаем ему свежий выпуск цикла о знаменитых режиссерах.

В 2014 году жюри Каннского кинофестиваля под председательством Джейн Кэмпион, создательницы известного «Пианино», приняло решение вознаградить спец­призом 2 кинофильма. Первый — «Мамочка» — снял канадский «киновун­деркинд» Ксавье Долан, 2-й — «Прощай, речь 3D» — патриарх всемирного кинематографа Жан-Люк Годар.

Кинокритики острили, что это наиболее асим­мет­ричная заслуга смотра: большее несоответствие в возрасте, эксклюзивной манере и репутации сложно себе представить. Однако самое важное — непо­нят­но, кто из этих режиссеров не менее юн, смел, дерзок и независим от услов­ностей: 25-летний Долан либо 83-летний Годар. Очень многие наклонялись к тому, что как раз заключительный.

Жан-Люк Годар — один из основных новаторов, экспериментаторов и хули­ганов всемирного кино. За собственную продолжительную жизнь он снял 129 фильмов, включая фактичные, малометражные и теле­визионные.

Самым весомым десятилетием в его творчестве были шестидесятые, время начала карьеры. Годар избрал для себя разборчивый режиссерский маршрут: в любом следующем десятилетии он модифицировал собственную манеру, оставаясь при этом собой — несгибаемым исследователем сообщества, человека и кинематографа.

Абсолютное большинство его фильмов сложно смотреть — Годар питает любой кадр, каждую реплику немыслимым числом отсылок к французской истории, мировой культуре либо сегодняшнему общественно-политическому контексту. Разбирание этих кодов требует большого усилия. Однако есть и другой маршрут к Годару — не умный, а чувствительный.

Необходимо просто сознаться себе, что всех отсылок все равно не отыскать, и восторгаться годаровской волей в послании с артистами, элементом и зрительским восприятием.

И тогда картины Годара раскроются с иной стороны — как развеселая раскрепощающая игра, переворачивающая классические пред­став­ле­ния о том, что такое кинофильм и как он может смотреться. Это настоя­щее антикино — неспроста специалист по французскому кинематографу Владимир Виноградов представил собственную книжку о режиссере «Антикинематограф Годара, либо Трупы в отпуске».

«На последнем дыхании». 1960 год. С его полнометражного дебюта «На последнем дыхании» (1960), основные функции в котором сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Кинофильм обрел бонус за режиссуру на Берлинском кинофестивале, стал самой знаменитой рабо­той Годара и манифестом французской «новой волны». После данной картины 30-лет­ний сценарист мог больше ничего не снимать — он зашел в историю всемирного кино.

Бельмондо, сыгравший юного нарушителя закона Мишеля Пуакара, очаровательного циника, похожего на героев Хамфри Богарта из североамериканских фильмов в образе нуар, не сомневался, что «На последнем дыхании» никогда в жизни не выйдет напрокат — так съемки проходили странно, необычно. Вместо сцена­рия у Годара был пузатый блокнот с изображением сцен, однако без единственной реп­лики. Сценарист устанавливал артистам цель, и далее они свободно импровизи­ро­вали.

На первых посетителей сделало сильное ощущение то, что действие французского кинофильма передвинулось из студийных павильонов в маленькие квартирки, отельные номера, на площади и в окраины Рима — камеры следующего поколения позволяли снимать в мало освещенных простран­ствах и вписывать параллельный, другими словами здоровый, а не отображенный на сту­дии, звук.

Чтобы камера стала маневренной, активной, оператора Рауля Кутара выкинули в отхваченную Годаром инвалидную коляску, и сценарист сам двигал ее в правильном ритме. Когда понадобилось уменьшить готовый кинофильм, Годар просто обозначил все проходы между сценами, и вышло ощу­ще­ние дырявого, дерганого, идущего скачками рассказа.

Кинофильм выпускал ощущение гортань нового воздуха. Так кино еще не делал никто. «На последнем дыхании» оценивали как водораздел между старым и свежим кино. Отныне было ясно, что снимать как ранее невозможно.

«Безумный Пьеро». 1965 год. Можно передвинуться на 5 лет в будущее и посмотреть «Безумного Пьеро» (1965) — оригинальное расширение «На последнем дыхании» в альтернатив­ной действительности: персонаж Жан-Поля Бельмондо (отныне оно именуется Фердинанд) един и цел, он остепенился, повзрослел, завел семью, организовался работать на телевидение и стал типическим буржуа.

Преступную интригу сейчас проводит не персонаж, а героиня (Юлия Карина): она уводит Фердинанда из семьи и вовлекает в похождение с крадеными денежными средствами, мафией и головокружи­тель­ными погонями. Однако как бы ни организовывалась данная история, она все равно доведет богатыря кроме того концу, что и в кинофильме «На последнем дыхании»: мятеж против низкого сообщества первоначально осужден на крах. Не бун­то­вать годаровские герои не в состоянии.

«Жить собственной жизнью». 1962 год. После «Безумного Пьеро» предпочтительнее посмотреть женский вариант «На пос­леднем дыхании» — «Жить собственной жизнью» (1962).

Героиня, которую играет такая же Юлия Карина, со своей точки зрения бросает вызов низкому сообществу и мещан­ской морали — она уходит из семьи и становится путаной. У Годара это далеко не только лишь оплеуха публичному вкусу, но также и олицетворение поиска идентич­нос­ти. Героиня начинает странствие не только лишь по парижскому низу, но также и внутрь самой себя.

Ей необходимо выходить за границы мира общепризнанных мерок и условностей, чтобы осознать, кто она такая, и отыскать ответ не за пределами, а внутри собственного «я». Однако окружающий мир не позволяет ей уйти просто так, не оплатив. И она платит за собственное раскрепоще­ние жизнью, как и Мишель Пуакар в кинофильме «На последнем дыхании».

«Всех юношей зовут Патрик». 1959 год. Потом стоит прийти на 3 месяца назад и посмотреть, наверное, одну работу Годара в чистом жанре — забавнейшую короткометражку «Всех пар­ней зовут Патрик» (1959). Это комедия о 2-ух женщинах, которые познако­мились с мужчинами по имени Патрик, идут с ними на свидания и не подозре­ва­ют, что стали потерпевшими ужасающего надувательства.

«Банда аутсайдеров». 1964 год. Далее можно пройти к кинофильму, в котором данный сюжет вывинтят навыворот: отныне юношей двое, а женщина одна.

Это именитая «Банда аутсайдеров» (1964), теплая пародия на нуар, отзвуки которой можно увидеть во мно­гих кинофильмах иных режиссеров. К примеру, пробежку по Лувру воспроизвел Бертолуччи в «Мечтателях» (2003), а танец мэдисон — Тарантино в «Крими­нальном чтиве» (1994).

Тарантино, к слову, был так влюблен в данный films, его создателя, «новую волну», что собственную кинокомпанию представил A band apart, переставив местами детали наименования «Банды аутсайдеров» (Bande a Part). Когда Годар узнал, что в Соединенных Штатах есть фан его творчества, который снимает кино, цитирует «Банду аутсайдеров» и прочие картины, он проворчал: лучше бы доставил денежных средств на свежий кинофильм.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.