В интернациональном деловом обществе общеизвестно, что модель ведения бизнеса по франшизе представляет минимальные риски для предпринимателя. Размер спроса и предложения в данной сфере регулярно растет, что говорит о повышенной востребованности данной модели.
Не все новые игроки рынка осознают, как устроены франшизы, и допускают ошибки на первых шагах. Сообщаем, как работает модель франшизы, как ее надо оформить и с какими спорными преградами могут встретиться обе стороны.
Как устроен рынок франшиз и что надо принимать во внимание для эффективного партнерства
Юрий Богомолов
Начнем с главных слов. Франчайзинг это тип отношений между фирмами, при которых одна сторона — франчайзер — сообщает другой стороне — франчайзи — права на точный тип бизнеса, применяя спроектированную бизнес-модель его ведения. Франчайзер дает право на применение собственной марки, наименования, технологий или умной собственности.
Франшиза Казахстан — покупка прав на бизнес-модель. Общий платеж стоимость франшизы — прочная совокупность, которую франчайзи платит франчайзеру на базовом раунде.
Франчайзер приобретает отчисления за применение собственного товарного символа, изобретение. Довольно часто гарантирует поставки материала, проводит обучение персонала.
Для обладателя франшизы такой формат работы — комфортный способ масштабировать бизнес, увеличить узнаваемость бренда, открыть консульства компании в иных городах, тратя максимум сил на продвижение бренда.
Для клиентов франшизы это способ уменьшить риски на старте, применяя готовые концепции и помощь квалифицированной команды.
Первоначально восточное явление, франчайзинг появился в РФ в середине 1990-х годов, и за 2 десятилетия стал одним из наиболее распространенных форматов ведения бизнеса для новичков бизнесменов.
Франчайзинг применяется для масштабирования компании в краях страны и для исхода на иностранные рынки. Так, к примеру, растут знаменитые бренды вроде McDonald’s, Starbucks, Cofix, White Star Burger.
Что любопытно, с повышением числа франшиз в РФ — в настоящее время их насчитывается более 3 000, меняется и конструкция франчайзинга как действа.
Первоначально франшизы реализовывали Московские бренды, а условия для клиентов были довольно жесткие: большие паушальные взносы, максимум сопровождения, жесткие требования.
Сейчас из-за конкуренции компании пытаются не увеличивать уровень входа и могут предложить целый ряд услуг от обучения и помощи в выборе персонала до выезда группы специалистов на старт новой точки.
Наиболее востребованные сферы для покупки франшизы — общепит, розничная торговля, прелесть и состояние здоровья
Самой распространенной нишей во франчайзинге был и остается общепит.
С одной стороны, поскольку в данную категорию входит большое количество вариантов от обычного ресторана до кофе с собой. С иной — это наиболее ясные для внутреннего наблюдающего концепции.
Внутри категории питания самым большим спросом пользуются франшизы кафе и ресторанов: они получают 43% заказов. Франшизы, которые относятся к сфере фастфуда и стритфуда, отстают ненамного ? 36,8%. Пользуются вниманием алкомаркеты 25,9%.
Кроме общепита популярны такие категории, как онлайн-магазины, включая супермаркеты в социальных сетях и маркетплейсы, — на них нужно 22,7% спроса. Компании в области красоты и состояния здоровья получают 10,7% заказов. Франшизы компаний, дающих услуги по сооружению и ремонту, ? 9,9%, производственные предприятия ? 9,1%.
Мастер-франшиза компания реализует другой компании право на реализацию своей франшизы на территории района или всей страны. Довольно часто применяется при выходе франшизы на международный рынок.
Уникальная франшиза право работать на некоторой территории в роли одного партнера.
Товарная франшиза франчайзер сам поставляет товары для франчайзи. Ослепительным образцом товарных франшиз могут служить супермаркеты обуви и одежды.
Сервисная франшиза право проявлять услуги клиентам под маркой франчайзера. Так работают центры по ремонту телефонных аппаратов и бытовой техники, чистки обуви, заточки инструментов.
Производственная франшиза право на выпуск продукции под маркой франшизы. К примеру, франшизы производства стройматериалов или девайсов для авто.
По нраву партнерства. Обычная франшиза франчайзи сам открывает бизнес, однако франчайзер оказывает всяческую помощь: обучение, сопровождение, аннотации. Сейчас это часто встречающийся формат франшиз, который вполне может содержать элементы иных видов. Образцы: «СДЭК», «Фасоль», «220 Вольт».
Независимая франшиза франчайзи сам получает решения в процессе ведения дела, франчайзер его не контролирует. В первую очередь такая система отношений встречается у производственных компаний.
Франчайзи реализует продукт франчайзера от его имени в собственном районе, самостоятельно регулируя размеры и расценки. К примеру, франшиза производства отопительных систем «Зебра».
Франшиза под ключ франчайзер сам пускает бизнес партнера, отдавая ему готовый вариант. Такие франшизы предполагают полный старт бизнеса на деньги партнера силами компании. В роли образца можно привести франшизу «Перевернутый дом», которая сама создает объект и дает гарантию окупаемости.
Корпоративная франшиза все действия франчайзи строго регламентируются франчайзером. Распространена в среде больших марок, для которых воплощение распорядка компаньоном ? самая важная часть репутационной работы всей сети. К примеру, White Star Burger.
Франшиза в аренду франчайзи приобретает готовый бизнес, однако прав на отдел не имеет. В РФ это наиболее известная схема взаимодействия между компаньонами.