Автосамосвалами (автомобилями-самосвалами и автопоездами-самосвалами) именуются транспортные средства, созданные для перевозки разных грузов и их выгрузки при помощи опрокидывающегося кузова. Кузов (платформа), шарнирно усиленный на рамке, может склоняться назад либо на побочную сторону на угол 45–60°.
Главными грузами, возимыми автосамосвалами, считаются сыпучие (навальные), насыпные, полужидкие (смеси) и скальные грузы, и грузы, не требующие осмотрительности при разгрузке.
Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда составляют около четверти эксплуатируемых грузовых автомобилей, а их итоговая грузоподъемность около трети грузоподъемности всех, располагающихся в работе грузовых авто.
Автосамосвалы могут быть классифицированы по 7 главным симптомам:
а) по направлению – строй, сельскохозяйственные, служебные, узкоспециализированные;
б) по назначению выгрузки кузова (программы) – заднее, побочное ограниченное, побочное двустороннее, трехстороннее;
в) по грузоподъемности – маленькой – до 2 т, средней – 2–7 т, большой – 7–14 т, особенно большой (большегрузные) – более 14 т;
г) по виду автотранспортного звена – автомобиль-самосвал, автопоезд-самосвал, прицеп-самосвал, полуприцеп-самосвал;
д) по приспособленности к виду дорог – для всех типов дорог, для автодорог урезанного применения (для автодорог с перегрузкой на мост менее 100 кН);
е) по проходимости – внедорожные большегрузные (вида БелАЗ), внедорожные повышенной проходимости (4?4, 6?6 и другие.),
автодорожные стандартной и высокой проходимости (4?2 либо 6?4);
ж) по приспособленности для работы с прицепом – одиночный самосвал, самосвал-тягач.
Систематизация автосамосвалов
Автосамосвалы производят на основе автошасси главных модификаций грузовых авто, прицепов, полуприцепов и различаются от них формой и протяженностью грузового кузова, присутствием надрамника и подъемного механизма грузового кузова. Наиболее популярны автосамосвалы строительной компании.
Строй самосвалы предназначаются для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень, гравий и другие.), строй смесей (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и другие.) и прочих разных строй грузов (силикатный кирпич, цемент и другие.).
Строй самосвалы созданы для движения по автодорогам с жестким покрытием и из-за этого имеют колесную формулу 4?2 либо 6?4. Они могут быть оборудованы бензинными силовыми агрегатами либо дизельными агрегатами и имеют сравнительно большие предельные скорости движения (70…90 км/ч). Их грузоподъемность составляет 2,25…12 т, емкость грузового кузова 2…7,2 м3, переворачивание кузова – в основном заднее, угол взлета кузова при разгрузке 48…60°, а время его взлета и опускания 15…20 с.
В РФ производится целый ряд модификаций строй самосвалов и их версий, сделанных на основе автошасси грузовых авто ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и другие.
Новые строй самосвалы, сравнивая с раньше произведенными, имеют высокую грузоподъемность и больший размер грузового кузова, не менее производительные моторы и высокие тяговоскоростные качества.
Сельскохозяйственные самосвалы (рис. 3) предназначаются для перевозки навальных и насыпных аграрных грузов (удобрения, корма, семя, силос, кукуруза, фрукты, картофель, свекла и другие.). Эти самосвалы могут быть также применены для разных внимательных и строительно-монтажных работ.
Сельскохозяйственные самосвалы работают в трудных автодорожных условиях. При транспортировке аграрных грузов их пробег за пределами дорог составляет половину итогового пробега.
Сельскохозяйственные самосвалы различаются от строй самосвалов огромными размерами грузовых кузовов и трехсторонним курсом выгрузки.
Помимо этого, сельскохозяйственные самосвалы специально оборудуются наставными бортами, которые повышают емкость кузовов в 1,5 – 2 раза, что дает возможность при транспортировке относительно легких и малоплотных (насыщенность менее 1 т/м3) аграрных грузов живее применять их грузоподъемность. При транспортировке сыпучих грузов (семя, удобрения и другие.) для устранения выдувания их из кузова сельскохозяйственные самосвалы оборудуют тентами.
Грузоподъемность аграрных самосвалов 2,4…5,5 т, емкость кузова 4,3…6 м3 (с наставными бортами 6,7…12,5 м3), угол взлета кузова при разгрузке 48…58°, время взлета и опускания кузова 15 с.
В РФ производится целый ряд модификаций аграрных самосвалов, сделанных на основе автошасси грузовых авто ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и другие.
Служебные самосвалы применяют на открытых высоких выработках. Эти самосвалы, обычно, особенно большой грузоподъемности, с дизельным мотором, работающим на экологически чистом бензине для устранения загазованности глубоких карьеров.
Служебные самосвалы созданы для перевозки высоких пород и жестких полезных ископаемых (руда, неподвижный уголь и другие.). Они предназначаются для работы за пределами дорог, и их движение по автодорогам с асфальтированным покрытием неприемлемо из-за огромных аксиальных нагрузок и удельных давлений колес на плоскость автодороги. Если надо купить права на самосвал рекомендуем сайт www.kupitpravaw.com.
Служебные самосвалы как правило имеют колесную формулу 4?2, укороченную основу, дизельные моторы большой производительности (300…1700 кВт), автоматические коробки (гидромеханические, электрические), гидропневматические подвески, одно- и 2-местные кабинки. Это гарантирует им высокие тяговоскоростные качества (предельные скорости 50…60 км/ч), большую подвижность и складность хода, и отличные критерии для работы автолюбителей.
Эти самосвалы владеют отличной проходимостью благодаря огромному клиренсу (500…700 миллиметров), огромному поперечнику (1,5…2,5 м) и существенной высоте колес (0,5 м и не менее); грузоподъемность служебных самосвалов 30…180 т, емкость грузового кузова 15… 70 м3, переворачивание кузова – заднее, угол взлета кузова 50…55°, а время его взлета 22…25 с. Побочное переворачивание грузового кузова на служебных самосвалах не используется из-за недостающей их поперечной устойчивости при разгрузке.
Узкоспециализированные самосвалы используют для перевозки лишь одного некоторого вида багажа (бетоновозы, цементовозы, минераловозы, зерновозы).
В большинстве случаев выгрузка подобных самосвалов производится назад. Производятся самосвалы с ориентировочным взлетом багажа (выгрузка на Ж/Д состав).